Какой усилитель звука лучше? Ностальгия по звуку: Обзор советских Hi-Fi стерео усилителей Сравнение старых и современных усилителей

Если в характеристике AV-ресивера поставить галочку «присутствует» напротив каждой существующей в мире функции, то это автоматически не дарует ему признание его популярности среди флагманских устройств. Некоторые потенциальные покупатели посмотрят на четырехзначный ценник на Denon AVR-X7200W и просто скажут: «нет, извините, это не для меня», несмотря на тот факт, что многие другие хай-энд аудио продукты, и вообще все люксовые продукты, продаются за еще большую цену. Категория же AV-ресиверов является душевным прибежищем для тех, кто обожает получать больше за меньшие деньги. Зачем, спросит вас прагматичный аудио любитель, я буду платить три куска за все эти навороты, разъемы и прочие вещи, которыми я никогда не воспользуюсь? Ответом будет утверждение, что как раз требуемый ему функционал будет достоин потраченных на устройство денег. Если требования ваших колонок не укладываются в стандарты обычного домашнего кинотеатра или у вас слишком большое пространство и вам необходим максимальный запас мощности, то данный ресивер будет наилучшим продуктом от Denon.

Интегральный усилитель – это сердце стереосистемы. Именно он соединяет все компоненты между собой и раздаёт «всем сёстрам по серьгам»: акустические системы получают усиленный сигнал с источника, а несколько последних коммутируются в самом усилителе, обеспечивая пользователю удобство управления. Однако начинающие аудиофилы задаются вопросом: что выбрать? Особенно остро встаёт такой вопрос при ограниченном бюджете. Предлагаем ТОП-5 самых доступных усилителей.

ТОП-5: усилителей

Интегральный усилитель Yamaha A-S201

Yamaha A-S201. Один из самых доступных интегральных усилителей имеет высокую выходную мощность (100 Вт на канал, 8 Ом). 4 входа – это необходимый минимум на сегодняшний день. Приятно, что есть встроенный фонокорректор под звукосниматель типа ММ. Винтовые зажимы для акустических систем (причём можно подключить целых четыре с сопротивлением каждой 16 Ом) – не только надобность, но и надёжность контакта вкупе с возможностью подключать толстые кабели. Монохромный сегментный дисплей – скорее необходимость иметь всё, что можно за приемлемую сумму, нежели блажь. Есть и комплектный пульт ДУ. Можно попенять на несъёмный сетевой кабель и отсутствие позолоты разъёмов, но разве это корректно за такую доступную стоимость? Неоспоримое пятое место.

Интегральный усилитель Pro-Ject Stereo box V2

Pro-Ject Stereo box V2. Самый доступный аудиофильский компактный усилитель из всего, что есть на рынке. Несмотря на маленькие размеры, аппарат оснащён тремя линейными входами. Наличие регулируемого выхода позволяет подключить как родной «мощник», так и активный сабвуфер. Выходная мощность невелика – 20 Вт на канал при 8 Ом и 30 Вт на канал при 4 Ом, однако этого вполне достаточно для весьма широкого круга акустических систем, имеющих среднюю или высокую чувствительность. У Pro Ject есть целое направление из нескольких линеек схожих размеров и дизайна, поэтому Stereo Box S2 может стать началом (а уж центром он точно станет!) компактной стереосистемы с аудиофильским качеством звучания. За компактность пришлось заплатить минимумом входов и внешним блоком питания. Впрочем, учитывая звук и качество сборки усилителя, эти моменты совсем забываются. За уникальное сочетание звучания, дизайна и конструкции Pro-Ject получает четвёртое место.

Интегральный усилитель Musical Fidelity V-90AMP

Musical Fidelity V-90AMP. Ещё один «малыш», отличающийся даже от больших собратьев своей уникальностью. Дело в том, что в этот усилитель оснащён встроенным ЦАП, который работает с входами USB тип B и оптическим, последний совмещён с аналоговым стереовходом. Выходная мощность скромная – 20 Вт на канал при 8 Ом, но оснащённость с лихвой покрывает этот момент. В серии тоже присутствуют другие компоненты, поэтому легко получится собрать полную стереосистему в одном стиле не только по звуку, но и по дизайну. Ввиду встроенного блока питания места для винтовых клемм не нашлось, хотя, с другой стороны, мощность не такая большая, чтобы использовать чрезмерно толстые кабели. Система на основе V-90AMP – это отличная альтернатива мини- и микросистемам. Рекомендуется использовать с некрупными полочниками или сателлитами. Очень хорошо будет смотреться в системе этой серии на столе рядом с компьютером, например, или в рабочем кабинете, где не требуется дискотечная громкость звучания. Третье место.

Интегральный усилитель Marantz PM5005

Marantz PM5005. Очень схожий с родственным Denon PMA-720, однако на самом деле немало отличающийся от него стереоусилитель Marantz имеет относительно скромную мощность в 40 Вт на канал (8 Ом) с повышением до 55 Вт на канал при снижении сопротивления АС до 4 Ом. 6 входов и 2 выхода на аналоговые рекордеры выполнены на позолоченных разъёмах RCA. Наличие собственной шины управления помогает интегрировать другие компоненты Marantz в единую систему. Встроенный фонокорректор для звукоснимателей типа ММ предназначен для подключения недорогих проигрывателей виниловых дисков. Токовая обратная связь в начальном классе есть только у Marantz PM5005. А уж стильный дизайн усилителя точно лучший. Как минимум в нашем ТОП-5. Жаль, что нет выхода предусилителя, как у «родственника», да и мощности хотелось бы немного побольше. Впрочем, это такие мелочи, что во многих случаях ими просто можно пренебречь. В остальном усилитель просто обязан получить пристальное внимание при выборе кандидатов на покупку. Заслуженное второе место.

Интегральный усилитель Denon PMA-720AE

Denon PMA-720AE. Несмотря на свою не самую высокую стоимость, этот усилитель – настоящий бестселлер. 50 Вт на канал (8Ом) с повышением до 85 при нагрузке 4 Ом достаточно будет для большинства бюджетных акустических систем. Встроенный фонокорректор для звукоснимателей типа ММ предназначен для подключения недорогих проигрывателей виниловых дисков. 6 входов на позолоченных разъёмах RCA образуют достаточный коммутационный запас, а выход на внешний усилитель мощности можно использовать для подключения как активного сабвуфера, так и внешнего усилителя или ресивера. Три отключаемых розетки на задней панели предназначены для подключения других компонентов (необязательно Denon), а фирменная шина позволит работать нескольким компонентам бренда как единое целое. Выход на две пары АС, сопротивление каждой в этом случае должно быть не менее 8 Ом, предполагает использование двух зависимых зон с одновременным воспроизведением одного и того же материала, либо подключение Bi-Wiring. Недаром именно этот усилитель приобретается чаще всего. Безоговорочное первое место!

Весьма разношёрстный состав участников принёс интересный результат: не самый дорогой Denon PMA-720AE по совокупности характеристик оказался наилучшим бюджетным усилителем, исходя из популярности его у наших клиентов и частоты рекомендации экспертов при ограниченном бюджете. Тем не менее, для того, чтобы найти свой звук и свой усилитель, приглашаем в наши салоны на прослушивание претендентов и консультации наших экспертов.

В настоящее время очень распространено мнение, что Hi-Fi-техника, выпущенная в 70-х, 80-х и в начале 90-х годов, априори является высококачественной и что из этих подержанных аудиокомпонентов можно без существенных затрат построить звучащую «винтажную» аудиосистему, аналогичную по качеству гораздо более дорогим современным.

Давайте попробуем разобраться с этой теорией. Тут есть доля правды - на вышеуказанный промежуток времени пришелся самый рассвет индустрии звука. Достигли совершенства проигрыватели и корректоры для воспроизведения винила, устройства магнитной записи, появились цифровые источники, выпускалось очень много моделей действительно качественных усилителей мощности. Все так, но есть нюансы:)

Официального разделения аппаратуры на Hi-Fi и High End в то время не было, однако фактически существовали как бюджетные компоненты, так и очень дорогие. Если не брать в расчет самые бюджетные и самые эксклюзивные модели, и как-то выделить условный средний класс, то разброс цен все равно впечатляет: 300–2500$ за компонент. А если учесть, что 2500$ в середине 80-х - это просто огромные деньги, то становится понятно, что с тех пор ничего не изменилось - качественный звук как стоил дорого тогда, так стоит дорого и сейчас.

С появлением интернет-аукционов подержанная техника японского и европейского производства огромным потоком хлынула на поиск новых владельцев, причем значительная часть его направилась к нам, в Россию. На первых порах за очень небольшую цену на аукционах выставлялось много эксклюзивной и изначально дорогостоящей техники, но это продолжалось недолго, рынок все расставил по своим местам - владельцев, избавляющихся от лишней техники за символические деньги, массово сменили перекупщики, стремящиеся хорошо заработать на этом. Да и сами владельцы быстро сообразили что и почем.

В результате стоимость бюджетных компонентов стала такой, что для поддержания устойчивого спроса возникла необходимость в формировании нового представления о винтаже в среде потребителей, то есть представлять ширпотреб тех лет как эквивалент современным аудиокомпонентам высокого класса. Надо сказать, что успехи в этой области достигнуты, и немалые, понятие «винтаж», которое раньше подразумевало дорогие и высококачественные компоненты в отличном техническом и косметическом состоянии, теперь для большинства означает любое бюджетное барахло возрастом 30-40 лет. Это печально, но факт. Конечно, настоящий винтаж никуда не делся и тоже представлен на рынке, но доступен по цене очень немногим.

Чем отличаются бюджетные и топовые компоненты золотой эры аудио? В принципе - всем. Это разный уровень установленных комплектующих, использованных материалов, качество схемотехники и т.д. Для примера рассмотрим два усилителя 80-х годов разных ценовых категорий: очень популярный «винтажный» усилитель Dual CV-1460, который стоил около 400$ в свое время, и существенно более дорогой двухблочный Onkyo Integra P-308 предусилитель + Onkyo Integra M-508 усилитель мощности (800$ + 1500$ соответственно). Все эти аппараты не являются редкими и достаточно часто встречаются на просторах интернет-аукционов и у владельцев аудиотехники.

Усилитель Dual CV-1460

Если верить тому, что написано про этого красавца в рунете, то вы, покупая Dual CV-1460, становитесь владельцем «легендарного» изделия, работающего в «чистом классе А», с высокой выходной мощностью (2х95 Вт на нагрузке 8 Ом) и обеспечивающего «исключительное качество звучания», оснащенного «прекрасным» корректором для винила. Сейчас заглянем под крышку, включим приборы, послушаем.


Интегрированный усилитель Dual CV-1460

Открываем… Видим абсолютно бюджетную конструкцию с комплектацией уровня музыкального центра – дешевые потенциометры, пружинные разъемы для АС и т.д. Нет даже блока защиты АС – вместо него в звуковую цепь включен предохранитель 3.15 А – то есть если сгорит оконечный каскад и на выходе УМ появится постоянное напряжение, то АС останутся целы, если предохранитель успеет сгореть раньше, чем катушка НЧ динамика. Замечательно, это обнадеживает:)


Интегрированный усилитель Dual CV-1460 со снятой верхней крышкой

При дальнейшем изучении конструкции появились некоторые сомнения, касающиеся соответствия действительности некоторых заявленных параметров – указанную в паспорте долговременную выходную мощность усилитель «долго» не выдержит. Причины две:

1. Предохранитель в цепи подключения АС номиналом 3.15 А, что соответствует максимальной выходной мощности 80 Вт на АС 8 Ом. Если использовать АС 4 Ом, то предохранители сгорают, ориентировочно, на половине мощности.

2. Штатные радиаторы охлаждения могут не справиться с рассеиванием необходимого количества тепла - слишком мала их общая площадь.

Разбираемся с «классом А». Естественно, что специалисту сразу понятно, что УМ с такими габаритами и весом не может работать «в чистом классе А», потому что усилитель с выходной мощностью 95 Вт на канал должен рассеивать в тепло около 1 кВт в этом случае. Проверяем по сервис-мануалу настройку тока покоя, измеряем и видим, что он составляет целых 3 мА! Усилитель реально работает практически в классе В, то есть «Dual class A», это название очередной схемотехнической уловки, заставляющей транзисторы оконечного каскада работать без коммутационных искажений на совсем малом токе покоя, только и всего. Аналогичное схемотехническое решение, под названием «New class A», применяется в усилителях Technics. Вроде и обмана то нет, но и класса А нет – очень грамотно придумано.

Далее, слушаем этот «легендарный» усилитель – звук довольно мягкий, не раздражает слух, но общее музыкальное разрешение очень скромное, сцена есть, но плоская, чуть шире АС. На сложных композициях каши не делает, но «отрезает» все то лишнее, что мешает ему достойно воспроизвести музыкальный фрагмент. Микродинамика упрощенная, звук в целом бедноват. «Прекрасный» встроенный корректор для винила звучит вообще никак, что неудивительно для схемы на одном ОУ с цепью коррекции RIAA в обратной связи.

В общем, ничего выдающегося, стандартно для бюджетного аппарата всех времен. Слушать на этом музыку можно, конечно, но ни о каком высоком качестве звука и речи быть не может.

Комплект Onkyo Integra P-308 и Onkyo Integra M-508 (200 Вт\8 Ом, 290 Вт\4 Ом)

Это не самые верхние модели этой серии, есть еще P-309+M-509, общей стоимостью 6000$ (в 80-е годы) и суммарно 41 кг весом, но буду писать о тех, которые исследовал и слушал лично.


Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 и оконечный усилитель Onkyo Integra M-508

Этот двухблочник оснащен достаточно неплохо – конструкция двойное моно, включая раздельные сетевые трансформаторы, энергоемкий БП, по три пары выходных транзисторов в оконечных каскадах каждого канала, с суммарным током покоя 300 мА (класс АВ). По фото видно, что комплектация и конструктив Onkyo Integra P-308\М-508 серьезно отличается от бюджетного Dual CV-1460. Не нужно быть специалистом, чтобы это понять, поэтому не буду дальше углубляться в технические подробности и перейду сразу к прослушиванию:

Звучание мягкое, неокрашенное, аппарат строит достаточно глубокую сцену, выходящую за пределы расстановки АС, звук не привязан к колонкам, УМ звучит эмоционально и имеет высокое музыкальное разрешение. При увеличении громкости мелкие детали не теряет. Этот усилитель совсем не утомляет слух, его хочется слушать.

Да, Onkyo Integra P-308\М-508 хороший усилитель, хотя и не относится к высшей категории – это крепкий средний класс. Естественно, что есть и более достойные модели. Где-то с этого уровня, с моей точки зрения, начинается действительно «винтаж».


Оконечный усилитель Onkyo Integra M-508 со снятой верхней крышкой
Предварительный усилитель Onkyo Integra P-308 со снятой верхней крышкой

Но в полной мере так назвать можно только аппараты, находящиеся еще и в безупречном техническом и косметическом состоянии, которого с аукциона, увы, уже практически не бывает. Большинство винтажа требует не просто ремонта, а скорее технической реставрации, и с каждым годом ситуация неуклонно ухудшается (отличное внешнее состояние найти пока вполне можно). Вот тут и раскрывается новая проблема – насколько выбранная вами техника пострадала от времени и условий хранения у предыдущего владельца.

Очень часто по внутреннему состоянию блоков и узлов можно сделать однозначное заключение, что устройство не один год хранилось в неотапливаемом помещении, типа гаража, подвала или балкона. Замечу, что если на корпусе или внутреннем шасси усилителя есть следы коррозии или видно почерневшие пайки на платах, то связываться с покупкой не стоит, однозначно. В лучшем случае реставрация обойдется намного дороже, в худшем – усилитель может оказаться неремонтопригодным.

Если есть желание приобрести аппарат, который будет долго радовать звуком, а не регулярно портить настроение выходом из строя или бесконечными мелкими отказами и огрехами, то нужно сначала совершить удачное приобретение с аукциона (состояние может оказаться хуже заявленного), а потом найти квалифицированного специалиста, который приведет ваш новый компонент аудио к необходимому техническому состоянию. Это процедура дорогая, специалистов таких не очень много, мягко говоря.

Зато есть много техники, которая продается уже в России с пометкой: «Произведена профилактика и настройка всех режимов по приборам, в соответствии с оригинальным сервис-мануалом». Как показывает практика - процент реально тщательно отреставрированных и настроенных винтажных аппаратов, выставленных на продажу, совсем небольшой. Поэтому, надеяться на это не стоит. Причина проста - это трудоемкая и дорогостоящая процедура, которая существенно увеличивает стоимость изделия и которую не имеет смысла проводить, если аудио приобретено с аукциона с целью перепродажи. Обычно, вся такая «профилактика» сводится к банальной смазке регуляторов и переключателей, чтобы не издавали громкие шорохи и щелчки в АС во время показа потенциальным клиентам. То есть, выполняются минимально необходимые действия, не требующие временных затрат на изучение сервис мануала, разборку узлов, проведения измерений и т.д.

Стоит отметить, наверное, что далеко не все, включая топовые, усилители прошлых лет, изначально имели отличное звучание. Неудачных, плохо звучащих усилителей тоже было выпущено достаточно. Как пример можно привести Revox B-251.


Интегрированный усилитель Revox B-251

У этого усилителя на борту мощный импульсный блок питания, цифровые регулировки громкости и чувствительности входов, электронная коммутация. Как результат - звук чистый, прозрачный, но совершенно безжизненный, утомляющий. Картина плоская, сцены нет совсем, звук привязан к АС. Параметры, при этом, достаточно высокие. Один мой знакомый приобрел себе Revox B-251 только с одной целью – стойка компонентов Revox без него не смотрится, а ничего другое по дизайну подобрать не смог.

Бывает и наоборот, естественно – интегрированный усилитель Technics SU-V10 (не путать с V10X – это совсем другой усилитель), который стоил 900$ в 1982 году, ни чем не уступает, а в чем-то даже превосходит двухблочного монстра Onkyo Integra.


Интегрированный усилитель Technics SU-V10
Интегрированный усилитель Technics SU-V10 со снятой верхней крышкой

Но эту модель Technics найти в приличном состоянии и купить задача практически невыполнимая. Вообще, если окунуться с головой в мир аукционов винтажа, то очень скоро можно заметить, что определенные модели ценятся гораздо выше других и уходят с молотка, едва появившись в объявлениях на соответствующих сайтах. Причины могут быть разные - одни хорошо звучат, другие легко ремонтируются, третьи являются коллекционной редкостью и т.д.

Если резюмировать сказанное выше, то вывод получается такой: действительно качественный винтажный усилитель, находящийся в отличном техническом и косметическом состоянии, настроенный квалифицированным специалистом, согласно сервисной документации, вполне может составить достойную конкуренцию современным аппаратам высокой ценовой категории, но его результирующая стоимость будет немалой, может быть даже сопоставимой. А бюджетные усилители тех лет могут успешно соперничать только со своими современными одноклассниками. Их основное преимущество над новоделом заключается в отсутствии, как правило, пагубно влияющих на звук электронных коммутаций и регулировок, которыми просто напичканы сейчас практически все новые УМ.

В статье изложено мое личное мнение, основанное на многолетнем практическом опыте, но оно может не совпадать с мнениями других людей и ничего страшного в этом не вижу.

Первая публикация данной статьи

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster )

В этом цикле статей мы расскажем о лучших усилителях, по мнению экспертов: Peter Breuninger , Neil Gader , Robert E . Greene , Robert Harley , Dick Olsher , Harry Pearson , Paul Seydor , и Jonathan Valin .

Dynaco ST -70
Наряду с усилителем Avery Fisher’s 500c, ST-70 созданный David Hafler задал планку звучания для всей американской школы. Выпущенная в 1959 году, модель ST-70, была произведена общим тира­жом более 300000 экземпляров. Невероятно, но его чистый, объемный звук до сих пор актуален, и может составить конкуренцию многим современным усилителям.

McIntosh MC 3500
В то время, как МС2505 оставил след благодаря своим синим индикаторам, многие люди считают МС3500 лучшим усилителем, когда либо произведенным. Он был выпущен в 1968 году и его ком­мерческое называние было MI350. Он превосходил любой усилитель того времени благодаря неве­роятным 350 Ваттам выходной мощности. Бытовая версия усилителя МС3500 вывела McIntosh в ли­деры мира аудио.

Phase Linear 700
Шел 1970-й год и Боб Карвер (Bob Carver), благодаря своему таланту предвидения вывел на рынок новый продукт, который создал свой сегмент – массовых усилителей высокого класса. Музыканты из рок групп использовали лед, который клали на верхнюю крышку усилителя, для того, что бы этот 350-ватный усилитель не перегревался в самых тяжелых режимах. Рекомендую модели первой серии.

Krell KSA -100

Возможно первый транзисторный High End усилитель. Был 1980-й год и кто бы мог предположить, что модель KSA 100, сделает Krell одним из величайших брендом. Дэн Д’Агостино (Dan D’Agostino) доказал миру, что транзисторные усилители могут воспроизводить музыку. До сегодняшнего дня, Krell устанавливает стандарты своими продуктами, сделанными с высочайшим уровнем качества и непревзойденным звучанием.

Mark Levinson ML 2
Этот усилитель, созданный при помощи Джона Курла (John Curl) позволил Марку Левинсону (Mark Levinson) стать легендой в мире аудио. 25-ватные моноблоки ML2 – первый усилитель мощности Mark Levinson, который был спроектирован для работы с акустикой у которой очень сложный импе­данс. Такими, как легендарные системы HQD (Hartley, Quad, Decca Ribbon).

Audio Research Reference 610 T
В конце 1960-х, Вильям Зейн Джонсон (William Zane Johnson) начал производить и продавать модер­низированный усилитель (Dynaco) ST-70. Множество транзисторных усилителей было создано в 70-х. Однако полностью ламповый D70, в 1983 году, навсегда установил уровень качества усилителей Au­dio Research. В 1995 году Джонсон создал продукт, который стал легендарным – Reference 600. Во­плотившийся в модель 610T, с его 600 Ваттами захватывающей мощности, которой нет равных.

Conrad Johnson Premier One
Выпущенный в 1981-м году, через два года после выпуска первого усилителя Conrad Johnson MV75, Premier One стал первым ламповым супер усилителем. Он затмил 50-и и 75-ватные усилители Audio Research, со своей выходной мощностью в 200 Ватт на канал. Он все еще популярен у коллекционе­ров (включая меня).

Carver Silver Sevens
Карвер (Bob Carver) купил выходные трансформаторы в 1960-х и прошло около двадцати лет, пока он построил усилитель своей мечты, на их базе. Дерзость Карвера все еще на слуху. Он шокировал мир со своим дорогим (17’000.00USD) и эзотерическим ламповым усилителем. Его усилитель выдает мощность 375 Вт на канал. Располагается на четырех блестящих шасси, и оснащен пятнадцатью (!!!), на канал, лампами КТ88! Между прочим, мне посчастливилось слушать первые экземпляры.

Audio Note Ongaku
Он поверг аудио мир в шок. Усилитель стоимостью 60’000.00USD! В 1988 году, однотактный усили­тель Хирояши Кондо (Hiroyasu Kondo) с выходной мощностью 27 Вт установил рекорд в ценообразо­вании аудио компонентов. Это был первый серийный усилитель, в котором использовались компо­ненты (трансформаторы, конденсаторы и провода) сделанные вручную.

Cary Audio CAD -805
Он достоин стать подростковой мечтой. Усилитель Cary CAD-805 Денниса Хэда (Dennis Had) вернул однотактные усилители на обложки аудио журналов. Он обладал качеством сборки усилителей McIn­tosh и стал родоначальником фразы «магия однотактной середины». Усилитель производился с 1992 года.

error: Content is protected !!