Технологии в социально-культурной деятельности. Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий. Технология и методика организации досуга Создание культурно-досуговой программы от идеи до реализации

В задачи организации досуговой деятельности, особенно для специалиста по социальной работе, входит: создание культурно-досуговых программ для различных групп населении; поиск оригинальных решений и сохранение традиционных форм; индивидуальный подход в процессе организации и реализации досуговой программы.

В целом технология культурно-досуговой сферы представляет собой слаженную систему, основными элементами которой могут быть организационная, методическая и психолого-социальная составляющие. Функциональная сторона этих элементов состоит в следующем: организационная включает в себя планирование, управление, финансирование, распределение работы; методическая - сценарные разработки, проведение репетиций и досуговых программ, анализ результатов и обобщение опыта; социально-психологическая - стимулирование, регламентирование отношений в социальной среде, а также исследование структуры личности участника и организатора культурно-досуговых программ.

Технология досуговых программ всегда реализуется через форму, под которой в культурно-досуговой деятельности принято понимать способ организации деятельности людей на досуге; программы можно классифицировать исходя из следующих основных признаков: содержание деятельности (игровая, коммуникативная, соревновательная, зрелищная); количество участников (массовая, групповая, индивидуальная).

Общие подходы в понимании формы культурно-досуговой программы базируются на характере взаимодействия участников (например, массовая игра, групповое соревнование, индивидуальная беседа).

Здесь не следует забывать важную составляющую - это средство, которое является компонентом технологии культурно-досуговой деятельности в социальной сфере. Именно средство является механизмом доведения содержания до потребителя (печатные издания, живое слово, телевидение, искусство, техника). Средство - это носитель содержания, отсюда его выбор может демонстрировать, как раскрыта сущность содержания.

Методы и средства также не следует рассматривать отдельно друг от друга. В культурно-досуговой деятельности под методами принято понимать способы использования средств и воздействия на аудиторию. Специалист по социальной работе, выбирая методы организации досуговых программ, должен понимать, что именно методы способны повысить воздействие средств на потребителя, именно они лучше всего способны донести информацию до аудитории, делают ее убедительной, воспринимаемой.

Итак, в основе технологии культурно-досуговой деятельности находится четыре основных метода:

1) монтаж,

2) иллюстрирование,

3) театрализация,

Монтаж - это способ организации литературного материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программ. Применяя метод монтажа, социальный работник в своей основе может полагаться на документальный материал и различные приемы (контраст и подобие, последовательность и параллельность, аналогии, метафоры, гиперболы, историческая хронология и пр.).

Иллюстрирование - организация содержательного материала в виде иллюстрации (она делает информацию зримой).

Театрализация - организация единого действия на основе сценарного замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события.

Игра - организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре.

Итак, технология и методика культурно-досуговой деятельности в социальной сфере - это творческий процесс. В процессе организации досуга социальный работник должен помнить, что задача их заключается в преобразовании идей (целей, задач, планов) в конкретные программы действий (сценарии).

Организацией и проведением досуговых программ на современном рынке подобных услуг занимается еvent-менеджер, эту функцию может выполнять и социальный работник, в обязанности которого будут входить:

Подготовка концепции и программы праздника;

Написание сценария;

Расчет бюджета.

В основе любой деятельности, в том числе и творческой, лежит техно- логия Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как педагогическая проблема [Элек-тронный ресурс] // Образование и общество. 2007. № 2. URL: education.recom.ru.. Технологию культурно-досуговой деятельности можно представить в виде технологической схемы: цель - задачи (содержание деятельности) - формы организации аудитории - методы и средства для решения задач - результат.

Основу технологии культурно-досуговой деятельности составляют: совокупность фактов, источников и носителей формирующего воздействия на аудиторию; разнообразие содержания, способов, форм, методов и средств их взаимодействия, отражаемых в сознании людей; регулирование процессов, направленных на достижение целей культурно-досуговой деятельности; знание традиций, обычаев, сохранение преемственности поколений; умение развивать инициативу у населения в культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, становится важным взаимодействие формы и содержания программы. Приведем одну из распространенных классификаций форм культурно-досуговой деятельности: массовые (самые дорогостоящие), групповые, индивидуальные. Каждая форма содержит в себе четыре основных компонента: содержание; композицию, или гармоничное расположение элементов содержания; масштаб, характер аудитории и ее расположение в пространстве.

Технология подготовки программы начинается с изучения состояния социальной среды. Для достижения результата в процессе проведения досуговой программы необходимо: правильно поставить цель и определить задачи, которые обусловливают эту цель; определить, в какой логической последовательности действовать; какие формы, способы и приемы при этом использовать.

Методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов: Первый этап - планирование, включает в себя:

Создание оргкомитета, в состав которого входят представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры и т. д.);

Создание организационно-постановочной группы (состав: директор программы, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

Постановку цели и прогнозирование результатов;

Определение формы проведения программы, места и времени;

Разработку подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает.

Второй этап - составление, обсуждение и утверждение сценария или программы.

Третий этап (самый ёмкий и сложный) - осуществление программы.

После того как программа составлена и утверждена, необходимо составить смету расходов. Наличие программы и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя: работу с творческим коллективом (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной); подготовку сценических площадок, их оформление; подбор и изготовление реквизита и костюмов; звуковое оформление - поиск музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами; работу над видеорядом (использование кино, видео, слайдов); работу с рекламой.

После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения, после чего на четвертом этапе подводятся итоги и анализируются полученные результаты.

В самом общем виде технологическая цепочка выглядит следующим образом: целевая установка ^ задача^ формам методы^- средства^ результат. Поэтому становится очевидным, что технологические особенности культурно-досуговой деятельности могут определяться как одна из составляющих социальной работы. Используя досуговые технологии, специалист по социальной работе способен рационально и содержательно организовать досуг людей, способствовать удовлетворению и развитию их культурных потребностей, создавая условия для самореализации каждой отдельной личности, в рамках свободного времени.

Этапы подготовки культурно-досуговой программы являются общими пунктами её содержания.

Первый этап подготовки программы условно можно назвать этапом обоснования выбора программы. Данный этап включает в себя несколько организационно-проектировочных разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досуговой программы.

Раздел II. Название программы. Выбор темы будущего проекта. Тематическая обоснованность исходит из названия программы и подразумевает, о чем в ней пойдет речь.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория программы. Обычно проектирование досуговых программ опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории.

Раздел V. Определение формы культурно-досуговой программы, времени и места ее проведения. Форма программы обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям. Определение точного времени и места проведения поможет с наибольшей эффективностью одновременно использовать разные культурно-досуговые площадки учреждения дополнительного образования детей.

Второй этап подготовки программы – написание сценария. Следует оговориться, что не все досуговые программы должны опираться на полноценный сценарий. Например, детская конкурсно-игровая программа облегченного характера, т.е. без элементов театрализации и единого художественного хода, может опираться лишь на сценарный план, в котором будет отражен порядок игр и конкурсов с указанием музыкальных, художественных и иных вкраплений.

Итак, сценарий культурно-досуговой программы – это , включающая как литературную основу, так и организационные аспекты содержания программы. Сценарий предполагает последовательное изложение материала с первого эпизода/номера ко второму и т.д. сценарная разработка не предлагает «кускообразности», т.е. от первого эпизода/номера ко второму обязательно должен быть плавный переход. Сценарий – произведение синтетическое, так как может соединять в себе одновременно элементы литературных, научно-публицистических произведений, произведения музыки, живописи, хореографии, кино, факты реальных событий, конкурсно-игровые элементы и многое другое. Спектр досуговых программ достаточно широк – ток-шоу, литературно-музыкальные композиции, конкурсно-игровые программы, праздники, театрализованные представления. Разнообразие программ предполагает выбор определенного решения, соответствующего их форме. Однако большинство программ соответствуют «классической» форме построения.

Композиционная структура сценария культурно-досуговой программы:

1. Экспозиция – начальная, вступительная часть сценария дает необходимые сведения о предстоящем действии, о героях и жизненных обстоятельствах. Экспозиция знакомит с правилами сценической игры. Другим видом экспозиции является пролог – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о характере будущего представления . Экспозиция длится до момента завязки.

2. Завязка – момент возникновения проблемы, которая выливается в развитие конфликта. С завязки начинается движение всего действия, его развитие.

3. Кульминация – высшая точка напряжения действия. Она играет существенную роль в раскрытии характеров действующих лиц и разрешении конфликта. Кульминация нередко является развязкой.

4. Развязка – заключительный момент в развитии действия сценария, который является моментом полного разрешения конфликтной ситуации.

5. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения. Своеобразной формой финала, в котором подводится итог всего действия, является эпилог. Эпилог аналогичен прологу, т.е., если в начале сценария автор вводит зрителя в мир героев, знакомит с характером действия, то финал подводит определенные итоги, дает оценку завершившемуся действию. Как видно, композиция сценария классической формы строится на зарождении, развитии и разрешении конфликта. Однако сценарии концертно-зрелищных, конкурсно-игровых программ не предполагают конфликтных ситуаций при сохранении экспозиции, завязки, кульминации и финала.


3. Оформление культурно-досуговой программы


По своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть имеет много схожих с образовательной программой компонентов.

Педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации.


  1. Общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ.
Особенности целей и задачкультурно-досуговых программ:

Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной «Я»-концепции.

Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач:

– приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры;

– формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности;

– укрепление здоровья детей;

– формирование опыта организации содержательного досуга.

– приобщением детей к культуре, и более всего к художественной;

– овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия;

– развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей;

– постижением искусства общения, поведения, культуры речи;

– воспитанием гуманности, толерантности;

– формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников;

– освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей , экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования).

То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ.

– приобщением детей к художественной культуре,

– воспитанием у них культуры общения,

– формированием культуры организации досуга,

– обучением их основам культуры быта.

Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания.

Особый раздел культурно-досуговой программы составляет характеристика конкретных форм ее реализации – мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь.

Группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (М.Е. Кульпетдинова):

1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.);

2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) – экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.;

3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений – нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования);

4) «репертуарные» мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей .

Основанием данной классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников.

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов.

Другая классификация мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, строится в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей (Н.С. Карпова):

I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), чтение вслух, рисование, коллекционирование, драматизация, праздники.

II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать , как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: игры на местности, игры на восприятие друг друга, спортивные игры, туризм, вечеринки, встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), система зарабатывания каких-либо благ, праздники, драматизация.

Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать:

– игровые методы,

– упражнения.

– обсуждения,

– создание, проигрывание и анализ ситуаций,

– творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.),

– театрализации.

Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано:

– осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности;

– осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время;

– изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга ;

– приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время;

– освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры;

– повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

– изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях;

– формирование традиций образовательного учреждения.

Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями ; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ учащихся.

С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.

Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности.

Культурно-досуговая программа - это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ:

  • 1. Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра)
  • 2. Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.)
  • 3. Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека)
  • 4. Фольклорная программа (обрядовые праздники)

Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программа). Эта форма мероприятия отличается разнообразием и непринужденностью форм общения - познавательных, развлекательных, самодеятельных, предоставлением участникам возможности переключаться с одного вида деятельности на другой. Такие программы требуют от организаторов творчества, фантазии и изобретательства, а также четкого построения сценария с учетом возраста аудитории.

В настоящее время в структуре современной культуре все большее место занимают увеселительные программы, различные шоу, которым отводится значительная роль в деле идейного, нравственного и художественного воспитания людей, организации их быта и досуга.

Популярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах - местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой.

Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха - 1 апреля, Новый год, Рождество и др.)

Методика подготовки:

I этап - планирование

  • · Создание оргкомитета;
  • · Создание организационно-постановочной группы;
  • · Определение целей и прогнозирование результатов;
  • · Определение формы проведения, места и времени;
  • · Разработка подробного плана подготовки мероприятия, распределение обязанностей.

II этап - создание сценария :

1 вариант - социальный заказ

2 вариант - плановое мероприятие

  • § Определение темы (О чем?)
  • § Определение сверхзадачи (Ради чего?)
  • § Подбор и исследование материала (художественного

или документального)

  • § Написание сценария.
  • § Подбор выразительных средств (музыка, свет,

костюмы, декорации)

§ Составление сметы расходов

III этап - реализации мероприятия :

  • § Подготовка декорационного и музыкального оформления, костюмов, видео.
  • § Реклама мероприятия (СМИ, афиши, пригласительные билеты)
  • § Репетиционный период (подбор участников и распределение ролей, расписание репетиций, постановка концертных номеров)
  • § Проведение мероприятия (с фиксированием на видеопленку)

IV этап - анализ мероприятия .

ОБЩАЯ МЕТОДИКА
ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО
МЕРОПРИЯТИЯ

Создание культурно-досуговой программы от идеи до реализации

СОЗДАНИЕ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ
ПРОГРАММЫ ОТ ИДЕИ ДО РЕАЛИЗАЦИИ

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
Культурно-досуговая
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность представляет
собой целостную систему, основными структурными
компонентами
которой
являются
теория,
организация, методика, материально-техническая
база учреждений культуры, профессиональный
состав
специалистов
и
сотрудников,
финансирование их деятельности.
Эти компоненты тесно взаимосвязаны, плавно
переходят друг в друга на основе закономерных
связей в контексте их достаточности для
рационального,
целесообразного
функционирования целостной системы.

Культурно-досуговая деятельность

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
Культурно-досуговая
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность представляет
собой
социально-педагогическую
систему,
связанную с другими сферами человеческой
деятельности;
Ей принадлежит активная роль в формировании
общественной практики наряду с экономикой,
политикой и идеологией.

Культурно-досуговая деятельность

КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ
Культурно-досуговая
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
деятельность как процесс,
выражая суть и логику педагогического воздействия,
выступает как связь объекта и субъекта.
Система,
следовательно, будет состоять из
следующих
необходимых
и
достаточных
компонентов: субъект, объект, цель, содержание,
средства, методы, формы, материально-техническая
база, финансовое обеспечение процесса.
Стоит пренебречь хотя бы одним из компонентов,
исключить его из анализа, и система перестает
функционировать и распадается.

Изучая
закономерности функционирования
технологии культурно-досуговой деятельности,
мы опираемся на совокупность основных
характеристик человеческого существования
(национальных,
бытовых,
технических,
нравственных, религиозных, художественных и
т.д.).

Многообразные
виды, типы и формы культурнодосуговой деятельности, которыми занимается
человек, чтобы влиять на динамику своего
развития,
обладают
определенными
характеристиками отложившихся значений,
отстоявшихся традиций, отобранных норм и
образцов поведения на основе потребностей,
мотивов, целей, условий и средств достижения
результатов; действий и операций; предмета и
продукта
деятельности
и
являются
составляющими механизма технологии.

Технология
культурно-досуговой деятельности
обеспечивает по своей линии «внутреннюю»
жизнедеятельность учреждения культуры и в то
же время является концентрирующим началом
их
внешних
взаимосвязей
с
другими
компонентами системы, в которую данные
учреждения вписаны.

Анализ
основных
составляющих
технологии
культурно-досуговой
деятельности,
-
«организация» и «методика», - показывает, что они
характеризуются как производное понятие -
профессиональная деятельность, направленная на
объект (посетителя учреждения культуры и
домашнего участника) и обусловленная влиянием
социально- экономических и культурных факторов.
Поэтому
слияние организации и методики
культурно-досуговой деятельности и их переход друг
в друга, уровень этой связи и определяют облик
каждого учреждения культуры, эффективность его
функционирования и влияния на домашний досуг.

10.

Следовательно,
невозможно понять сущность и
противоречия
технологического
процесса
в
учреждении культуры без учета уровня и динамики
организации и методики, их соотношения, перехода
друг в друга.
Процесс
этот
сложный,
многоплановый,
противоречивый, поскольку решает основную
задачу - точное соблюдение технологического
процесса, направленного на создание оригинальных
решений в традиционных формах и выдвижение
новых форм на основе инициативного движения
народа к культуре в условиях досуга.

11.

Технология культурно-досуговой деятельности как
система состоит из нескольких подсистем. Они связаны
между собой и представляют единство идеальных и
предметных компонентов:
организационная подсистема;
подсистема методической деятельности;
психологическая подсистема.
Все три подсистемы составляют систему технологии,
которая
служит
основным
механизмом
функционирования учреждения культуры.
Как подсистема, часть более крупного целого
(технология), учреждения культуры «вписаны» в систему
культурно-досуговой деятельности региона.

12.

Целостная
система технологии культурно-досуговой
деятельности движется к определенной цели и
характеризуется прежде всего целесообразностью.
Цель
выступает в системе технологии культурнодосуговой деятельности как ее важнейший
системообразующий и синтезирующий компонент.
Достижение
цели требует средств, форм и методов,
операций, действий, оптимальных в конкретных
условиях.
Следовательно,
цель является стимулом всей
системы технологии, а задачи служат целями
организационного
и
методического
видов
деятельности.

13.

В
процессе осознания субъектом цели она может
выступить отдельно от этой ситуации. Но в
технологии
культурно-досуговой
деятельности
действие не может абстрагироваться от процесса.
Отсюда
каждое действие имеет и свою
операционную основу: как, каким образом может
быть достигнута поставленная задача?
Задача это и есть конкретизация цели в
оптимальных
условиях
функционирования
учреждения культуры. Поэтому действие имеет
особую внутреннюю пружину, а именно способы,
которыми оно осуществляется.

14.

Цели
технологии
культурно-досуговой
деятельности отражают социальный заказ общества,
его программу и потребности, удовлетворение
которых само по себе есть исторический процесс.
Генеральной
целью
культурно-досуговой
деятельности можно считать повышение общей
культуры людей, частными целями - воспитание
культуры
профессиональной,
нравственной,
эстетической,
физической,
правовой,
психологической, экологической и т.п.

15.

Цели
социальной
программы
общества
предусматривают перспективное формирование,
развитие, изменение человеческих потребностей.
Проходя
через
сознание
человека,
цели
превращаются в потребности, побуждающие его
волю, мотивы, и становятся сознательной
деятельностью.

16.

Стержнем
технологии
культурно-досуговой
деятельности
служит
удовлетворение
круга
человеческих потребностей.
Это
идеал, стратегическая цель, которая на
современном этапе переходит в плоскость
практических задач, придавая этому процессу ярко
выраженную социальную направленность.

17.

В
целеполагании
технологии
культурнодосуговой деятельности выделяются два этапа,
которые получили название теоретической
разработки и реализации.

18.

Достижение
цели - многоступенчатый, сложный
процесс, поэтому произвольно переходить от
одного этапа развития к другому, минуя
промежуточные звенья, не рекомендуется.
Поэтому
цель является основным звеном в
механизме технологического процесса культурнодосуговой деятельности, где содержание, смысл,
смысло-творчество становятся формой накопления
и концентрации духовного потенциала личности,
расходуемого на реализацию предельных и даже
запредельных целей жизни.
Отсюда
жизнетворчество - это способ реализации
смыслового потенциала цели, способа ее
воплощения в жизнь.

19.

Сложность
и трудность достижения цели в
жизни человека заключается в том, что
совершается процесс управления не целями, а
психической деятельностью личности, ее
развитием,
когда
необходимо
добиться
совпадения законов развития природы и
общества с законами и логикой развития
личности.
Это
и составляет суть технологии культурнодосуговой деятельности и указывает на ее
системный характер.

20.

Весь
технологический процесс рассчитан на
слияние личностных целей с общественным и.
Организуя
работу в соответствии с личностными
и
общественными
целями
населения,
специалисты учреждений культуры могут путем
развития и поднятия личных интересов до
уровня общественных добиваться их единства.
Следовательно,
цели общества достигаются
путем удовлетворения целей и потребностей
личности.

21.

При
оценке эффективности культурно-досуговой
деятельности необходимо учитывать степень как
достижения поставленных целей, так и «затратного
механизма» их достижения.
Это
величина
многомерная,
включающая
показатели
социально-политического,
материально-производственного и нравственного
порядка, находящиеся в тесном единстве и
взаимодополняющие и обусловливающие друг
друга.
Поэтому
выявить эффективность культурнодосуговой деятельности в «чистом виде» без учета
«затратного механизма» достижения целей в
настоящее время практически невозможно.

22.

В настоящее время хозяйственный механизм
учреждения культуры представляет собой совокупность
форм и
методов
организации общественного
производства и включает: формы экономических связей
с
другими
учреждениями
и
организациями,
обеспечивающие
единство
механизма
его
функционирования;
методы
использования
экономических законов; определенные пути, формы и
методы устранения экономических противоречий,
обусловленных состоянием производительных сил и
характером производственных отношений в системе
культуры.
Следовательно, хозяйственный механизм - понятие
комплексное, отражающее не только экономические, но
и производственно-технические, а также частично
политические и юридические отношения.

23. Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии:

ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ЭЛЕМЕНТА ТЕХНОЛОГИИ:
Учреждения культуры самостоятельно планируют свою
творческо-производственную и финансово-хозяйственную
деятельность и социальное развитие коллектива;
Творческо-производственная деятельность строится на основе
целевых
культурных
программ,
самостоятельно
разрабатываемых учреждениями культуры с учетом
социальных заказов населения региона, трудовых коллективов
предприятий,
организаций,
хозяйств
договоров
с
государственными
и
общественными
организациями,
творческими союзами и кооперативами;
Целевые культурные программы утверждаются заказчиками и
финансируются за их счет.

24. Основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии:

ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО
МЕХАНИЗМА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩЕГО
ЭЛЕМЕНТА ТЕХНОЛОГИИ:
Источниками финансирования учреждения культуры являются
ассигнования из фонда развития культуры и искусства,
платежи по договорам объединений, предприятий,
кооперативных
и
общественных
организаций
за
обслуживание
(предоставление
услуг)
их
трудовых
коллективов; сборы от продажи билетов, реализации
творческой продукции и других видов эксплуатационной
деятельности и платных услуг населению; выручка от
реализации излишнего, устаревшего и изношенного
оборудования, материалов и других материальных ценностей;
отчисления и добровольные взносы граждан, государственных
и общественных, кооперативных организаций, акционерных
обществ, товариществ с ограниченной ответственностью.

25.

Изучая
влияние объективных условий на технологию
культурно-досуговой деятельности, следует исходить
из того, что основной детерминантой является
категория «образ жизни».
В
зависимости от социальной микросреды,
социальной группы или личности совокупность
условий, факторов, причин, детерминирующих
образ жизни, и сама роль этих факторов являются
постоянно-переменными.
Образ
жизни тем и отличается от условий жизни, что
это - сама конкретная жизнедеятельность объекта
и субъекта культурно-досуговой деятельности.

26.

Анализ объективных условий, внешних и внутренних,
непосредственных и опосредованных по отношению к
деятельности учреждений культуры, показывает, что
внешние объективные условия преломляются в сознании
индивидов и групп, опосредуются их опытом,
интересами, установками и выступают уже в качестве
внутреннего фактора, непосредственно участвующего в
культурно-досуговой деятельности в качестве реального
практического сознания.
Этот фактор является внутренним в том смысле, что
социальные процессы, происходящие вне культурнодосуговой деятельности, отражаются в сознании
посетителей учреждения культуры.

27.

Влияние
объективных факторов на технологию
культурно-досуговой деятельности неравнозначно.
Наиболее
высокий рейтинг занимают образ жизни,
культурная политика, успехи в экономике, престиж
культурно-досуговой деятельности, материальнотехническая обеспеченность учреждений культуры.
Среди
объективных факторов, затрудняющих
эффективное
функционирование
технологии
культурно-досуговой деятельности, следует особо
выделить высокий уровень культурного развития
населения, обусловленный
историческими,
психологическими, семейными, индивидуальными
обстоятельствами.

28.

Исходя
из приобретенных знаний, общественного и
личного жизненного опыта, каждый человек может
определять линию своего поведения, оценивать
свои поступки и поступки других.
Это,
с одной стороны, создает условия для
проявления
им
собственной
инициативы,
творческого,
сознательного
отношения
к
выполнению своей личной программы действий, а с
другой - накладывает ответственность за свои
поступки, за духовный, профессиональный рост.

29.

Для
культурно-досуговой
деятельности
принципиально важно положение о том, что из двух
существенных элементов субъективного фактора -
сознательности и организованности - элемент
сознательности
предшествует
элементу
организованности.
Влияние
субъективного фактора в культурнодосуговой
деятельности
начинается
с
возникновения
определенной
потребности,
интереса, мотива, психологической установки у
людей.

30.

Влияние
субъективных факторов на технологию
культурно-досуговой деятельности воздействует
опосредованно, через психологию личности,
социальной группы, т.е. аудитории учреждений
культуры или домашнего досуга, где происходит
формирование личности.

31.

Различные группы по-разному относятся к учреждениям
культуры.
Наиболее типичны формы проявления культурнодосуговой деятельности для представителей первой
группы, в которую включили молодых людей до 20 лет,
отличающихся инициативным поведением: частые
выступления в клубном объединении, других местах;
высокий ранг личного мнения в системе факторов,
влияющих на формирование убеждений и ориентаций;
лидирование в общении как в учреждении культуры, так
и в трудовом коллективе; широта интересов к вопросам
других сфер жизни общества; высокая критичность в
оценке проводимых культурно-досуговых программ;
компетентность в вопросах организации досуга.

32.

Вторая группа - люди от 20 до 40 лет, отличающиеся
инициативным в сочетании с реактивным (т. е.
поддержкой инициативы других) поведением. Здесь
показатели по своему набору примерно совпадают с
показателями первой группы, однако в раде случаев
превалируют не только инициативное, но и
ориентированное на вопросы политической, культурной,
экономической жизни поведение, низкая критичность в
оценке культурно-досуговых программ, неопределенная
мотивация и низкая активность в расширении знаний;
активное
участие
в
решении
различных
производственных вопросов.

33.

Третью группу представляют люди старше 40 лет,
отличающиеся
индифферентным
поведением
в
культурно-досуговой деятельности. Для этой группы
характерны: узость круга источников информации,
носящих в основном случайный, ситуативный характер;
почти полное отсутствие общения на темы культуры;
отсутствие выраженных интересов к культуре и
стремления к расширению знаний и в то же время
активное участие в общественной работе учреждения
культуры.

34.

В процессе культурно-досуговой деятельности личности
свойственна установка на активное общение, исходящая
из ее желания приобщиться к тому или иному событию,
факту, выразить свое отношение к нему.
Удовлетворение этой потребности является одной из
основ культурно-досуговой деятельности, которая
позволяет личности в ситуации массового действия стать
не только зрителем, но и участником события.
Поэтому технология культурно-досуговой деятельности
рассматривает реальные пути активизации личности как
в рамках культурно-досуговой программы, так и в
предметной деятельности.

35.

Для того чтобы раскрыть сущность объекта, необходимо на
него воздействовать, поставить его в иные связи и отношения,
отличные от тех, в которых он находится постоянно.
Включаясь в действие в процессе программы, изменяя
естественное состояние, личность сможет глубже раскрыть
присущие ей черты.
Активное воздействие на объект в процессе подготовки и
реализации культурно-досуговой программы является
важным основанием, которое субъект должен соблюдать в
своей деятельности. Активное воздействие ориентирует
специалистов
учреждений
культуры
на
поиски
специфического для организации и методики культурнодосуговой деятельности «ядра», учитывая максимально
возможное
разнообразие
субъект-объект-субъектных
отношений и видов человеческой деятельности, участвующих
в образовании культурно-досуговой деятельности.

36.

Все
вышесказанное
позволяет
определить
важнейшие черты технологии культурно-досуговой
деятельности:
целостность,
целесообразность,
функциональное
единство
составляющих
ее
компонентов.
Как
целостная система технология культурнодосуговой деятельности имеет соответствующую
структуру, элементы которой функционируют согласно
общему ее назначению, подчиняясь при этом
определенным
принципам
и
объективным
закономерностям общественного развития.

37.

Структура
технологического
процесса
в
учреждениях культуры выглядит следующим
образом: социальный заказ, цель, содержание,
формы, методы, средства достижения цели,
субъект, объект, материально-техническое и
кадровое обеспечение, корректировка цели,
конечные результаты.
Результатом
этого процесса является программа, ее
содержание взаимоотношения между субъектомобъектом-объектом-субъектом, их личностный
характер.

38.

Нарушение
технологии
культурно-досуговой
деятельности ведет к малорезультативности, а отрыв
организаторской деятельности от методической
ведет к примитивизму, схематизму, стереотипности
культурно-досуговых программ.
В
технологическом процессе учреждений культуры
организация и методика должны быть оптимально
соотнесены.
Нарушение
оптимальности ведет к нарушению
многообразных качественных отношений в системе
технологии
культурно-досуговой
деятельности,
процессов внутренней динамики целого.

39.

Под
организацией
культурно-досуговой
деятельности надо понимать оптимальное
упорядочение всех элементов технологического
процесса в учреждениях культуры, с помощью
которого достигаются четкая взаимосвязь,
рациональная
структура
управления
и
взаимодействие с посетителями.

40.

Первый этап - анализ обстановки и формулировка цели.
Наибольшие затруднения вызывает у культурнодосуговых работников.

41.

На основе собранной и зафиксированной информации
разрабатываются различные планы работы учреждения
культуры и программа технологического процесса.
Виды планов, используемые в практике культурнодосуговой деятельности, - годовой, квартальный,
месячный - выполняют две функции:
1.
организационную, т.е правильной постановки целей,
выбора
времени
и
пространства
аудитории,
материальных и людских ресурсов,
2.
методическую – определение форм, средств, методов и
т.д.

42.

Общая методика:
Первый этап - анализ проделанной работы за прошлый
период.
Затем идет разработка программы технологического
процесса. Сначала составляется план, который
фиксирует в своей структуре горизонтальные и
вертикальные формы, массовые и долговременные
программы, пути достижения поставленных целен.
На следующем этапе идет сбор материалов для
осуществления намеченных планов.
Затем материалы, собранные культурно-досуговыми
работниками и их активом, поступают в сценарную
группу, где и преобразуются в художественную форму.

43.

Последний этап - проведение программы - представляет
собой самую сложную и ответственную работу для всех
участников. Необходимо объединить их усилия,
преодолеть нервное напряжение и решить все
поставленные задачи.
И наконец, завершающий этап работы над программой
– анализ ее проведения, направленный на воспитание у
участников чувства самокритичности, умения принимать
критику товарищей, прививать чувство ответственности
за порученное дело, оценивать деятельность свою и
товарищей.

44.

Итак, технология культурно-досуговой деятельности
включает следующие основные этапы:
анализ
обстановки,
формулировка
цели,
репетиции,
проведение программы,
анализ
проведенной программы.
Расчленение на этапы позволяет нагляднее и глубже
разобраться в технологии подготовки и проведения
программы.

45.

В
культурно-просветительной деятельности под
понятием «метод» принято понимать сумму
примеров раскрытия и донесения до посетителей
учреждения культуры необходимого содержания.
Каждый
метод представляет собой сумму
различных приемов, с помощью которых
содержание передастся в зависимости от
организационно-педагогических
условий
и
воплощается в определенной форме.

46.

Специалисты
учреждений культуры воплощают
идеальную
конструкцию
сначала
в
драматургической
основе,
а
затем
в
режиссерском замысле.

47.

Структура
в технологии культурно-досуговой
деятельности рассматривается как внутреннее
строение, как единство устойчивых взаимосвязей
между
компонентами
и
элементами,
функционирующими на основе только им присущих
закономерностей.
Отсюда
структура - важнейшая характеристика
технологического
процесса,
обладающая
неисчерпаемым многообразием внутренних и
внешних связей, осуществляющая постоянные
изменения в технологии.

48.

Основы художественного типа творчества в технологии
культурно-досуговой деятельности составляют:
совокупность социально-педагогических фактов, источников и
носителей формирующего воздействия на аудиторию;
разнообразие содержания, способов, форм, методов и
средств их взаимодействия, отражаемых в сознании людей;
регулирование процессов и взаимодействия, направленных на
достижение социальных и педагогических целей культурнодосуговой деятельности;
овладение
специфическими
особенностями
всего
инструментария
культурно-досуговой
деятельности,
детерминированного целостным характером соединения,
содержания и формы;
знание традиций, обычаев, сохранение преемственности
поколении;
умение развивать инициативу населения.

49.

В самом общем виде технологическая цепочка выгладит
следующим образом:
Целевая установка > Задача форма методы средства >
Результат.
Структуру совместной деятельности субъекта и объекта в
технологическом процессе можно представить так:
Субъект > Деятельность > Объект совокупность действий
(действенных актов) средства воздействия > Содержание
восприятие > Отношение зрителей -» самодеятельность,
инициатива аудитории поступок.

50.

Классическая классификация форм культурно-досуговой
деятельности:
массовые,
групповые,
индивидуальные.
Каждая форма культурно-досуговой деятельности
содержит в себе четыре основных компонента:
содержание;
композицию, или гармоничное расположение элементов
содержания;
масштабы
и
характер
аудитории
и
ее
расположение в пространстве;
набор
средств рационального и эмоционального
воздействия.

51.

Признаки, которые характеризуют массовые формы:
содержание
мероприятия,
популярная
или,
напротив, «специальная» форма его раскрытия:
способ
организации материала, жанр мероприятия;
запланированный
способ общения приглашенных,
желаемая мера их активности;
организационно-материальные
помещения,
аппаратура,
квалификация активистов и т.д
условия, имеющиеся
численность
и

52. технология массовых форм культурно-досуговой деятельности включает:

ТЕХНОЛОГИЯ МАССОВЫХ ФОРМ КУЛЬТУРНОДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВКЛЮЧАЕТ:
четкое осмысление и понимание цели всеми участниками -
организаторами будущей программы;
органическое
соединение
всех
видов
предметной
деятельности,
обеспечивающих
творческий
процесс
(познавательной,
ценностно-ориентационной,
коммуникативной);
определение
содержания,
соответствующего
цели
программы, его нравственного наполнения, создание условий
для его осуществления;
выбор рациональных методов и приемов рационального и
эмоционального воздействия, который требует учета
особенностей
контингента
аудитории,
реальных
возможностей учреждений культуры, профессионального
мастерства специалистов и их актива.

53.

Все
формы: массовые, групповые и индивидуальные
- основаны на использовании инициативы и
самодеятельности широких народных масс.
Содержание, форма, методы и средства выступают в
качестве системообразующих элементов методики.

54.

Представляется целесообразной классификация форм по
признакам:
Субъекта деятельности;
Количественных показателей объекта воздействия,
качественной характеристики аудитории учреждения
культуры;
Общественного назначения и задач культурно-досуговой
деятельности;
Основных
культуры;
Организационных особенностей
просветительной деятельности.
направлений
деятельности
форм
учреждений
культурно-
error: Content is protected !!